ГК «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация России.
КАМАЗ решил разработать кастомную платформу, облегчающую планирование и оплату мультимодальных перевозок в разных городах мира (например, доставку грузовых автомобилей и запчастей к ним). Новое решение упростит поиск подрядчиков и процессы работы грузоперевозчиков. Оно снизит нагрузку на диспетчеров и логистов, а также в разы ускорит документооборот.
Задачи и цели проектаКлиент поручил нам разработать удобную онлайн-платформу CargoOperator.com для организации перевозок грузов. Она соединит перевозчиков, которые доставляют грузы с помощью разных типов транспорта (сухопутного, морского, авиа), и отправителей крупных грузов.
Сайт позволит пользователям создавать и отслеживать тендеры, следить за процессом перевозки грузов, связываться с грузоперевозчиками и обмениваться документами. Система будет отображать для заказчиков самые быстрые, дешевые и актуальные варианты доставки.
На старте работы клиент пришел с качественно проведенной аналитикой и примерами проектов, реализованных конкурентами. КАМАЗ изучил существующие решения и захотел создать авторский продукт. Новый сайт должен помогать бизнесу в организации доставки грузов и в осуществлении грузоперевозок.
С учётом требований клиента мы реализовали платформу на Bitrix, которая позволяет пользователям зарегистрироваться, получить личный кабинет и начать публиковать заявки или откликаться на них. На сайте могут завести аккаунт как физические, так и юридические лица.
На главной странице расположен блок с информацией о способах перевозки: с помощью авиа, ж/д, по морю и даже самоход. Пользователю в понятной форме рассказывается, как зарегистрироваться, предложить тендер, оформить заявку, выбрать перевозчика и завершить заявку.
Реализовали систему для нескольких типов пользователей в системе: грузоотправитель и перевозчик. С учетом роли личный кабинет пользователя предлагает разные типы готовых форм и возможности.
После авторизации пользователь видит все заказы, которые есть на данный момент. Их можно отфильтровать, чтобы показать, например, только международные или внутренние перевозки. Можно посмотреть заявки на расчете — открытые тендеры, которые еще рассматривают перевозчики.
Фильтр «заявки на исполнении» оставляет только заказы, которые взяты и выполняются кем-то сейчас. Можно воспользоваться поиском номера заказа.
Пользователю доступно меню «Рассчитать стоимость». Если человек ранее создавал похожие заявки, то он может их скопировать и изменить. Достаточно нажать на кнопку «Открыть список заявок» и выбрать подходящую. Можно не вводить данные заново.
Опция «Закрытый тендер» позволяет пользователю объявить тендер только тем исполнителям, с которыми, например, работали ранее.
В поле «Грузоотправитель» пользователь вводит название и адрес компании. В поле «Грузополучатель» аналогично указывает данные компании, которая заберет груз. Поле «Условия поставки» содержит сокращения для логистов, подсказывающие, что выбрать (например, способ укладки, тип упаковки и другие характеристики).
В поле «Маршрут и срок доставки» можно заполнить места и даты загрузки и разгрузки, адреса таможенного оформления и очистки. Также отправитель может выбрать дату, до какого времени заявка будет активна на сайте.
Пользователь заполняет информацию о товаре: название, количество и пр. Ему нужно указать массу и габариты груза, способ перевозки. Мы добавили поле «Стоимость груза», чтобы система могла посчитать тарифы.
В разделе «Мои заказы» пользователь может просмотреть заявки, которые он хочет выполнить, выполняет или выполнил в прошлом. Раздел «Все тендеры» позволяет увидеть предложения на сайте (кроме закрытых, туда можно добавить только вручную).
Пользователи видят список открытых тендеров, может ознакомиться с предложениями, отсортировать для себя наиболее интересные.
Перевозчики видят подробности по маршрутам: откуда и куда нужно перевезти, какой груз, какой срок, чтобы решить, подходит ли им конкретное предложение. Они могут откликнуться не на весь запрос, а на одну из частей маршрута. Перевозчикам доступны разделы с информацией о заказчиках, настройками профиля и тарифами по оплате. Это упрощает работу и помогает быстро получить информацию.
Сложности с реализацией чата в заявках
Нам было важно реализовать на сайте удобный чат, позволяющий вести переписку онлайн между заказчиком и исполнителем под каждой заявкой. С учетом особенностей Bitrix, мы решили использовать сокеты и ajax на страницах личного кабинета. Это обеспечит мгновенную отправку сообщений.
Приведение валюты к единому виду
Часть перевозчиков оценивают свою работу не в рублях, а в другой валюте. Система должна быстро запрашивать курс валют в ЦБ и реагировать на запрос клиента. Приведение валюты к единому виду для перерасчета в рублях стало отдельным вызовом для команды.
Учли возможные скачки курса доллара и реализовали возможность зафиксировать стоимость услуги в рублях на текущий момент. Обработали сложный бизнес-процесс.
Выдача оптимальных вариантов клиентам
Система должна показывать пользователям лучшие предложения по грузоперевозке в рамках тендеров. Мы использовали в работе формулы, как определить такие предложения, согласовав их с заказчиком от КАМАЗ.
Сайт анализирует заявки, собирая статистику по предложениям перевозчиков. Он сортирует их по специальным параметрам и определяет 3 варианта: самая быстрая доставка, самая дешевая доставка и самая сбалансированная (с оптимальным сочетанием цены, срока и других условий).
Обеспечение мультимодальности
Сайт позволяет бизнесу состыковать предложения исполнителей между собой. Мы заложили такую возможность, так что на разных этапах один и тот же груз могут вести разные компании (одна фирма доставит по суше, а другая — авиа).
Заказчик может одновременно выбрать несколько типов перевозки и разных подрядчиков. Если исполнителей несколько, на каждом этапе выбирается точка, где груз передается от одного исполнителя другому.
Обмен документами и автоматизация процессов
Сайт облегчает электронный документооборот между отправителями грузов и перевозчиками. Реализована возможность получить копии закрывающих документов в PDF.
Пользователи могут автоматически выставлять счета на оплату услуг, оформлять договоры, отправлять акты. Большинство документов они могут оформить и изучить даже с мобильных устройств.
Заполнение форм на сайте и использование чатов заметно упрощает взаимодействие отправителей грузов и перевозчиков. Можно быстро задавать вопросы, автоматически генерировать поручения экспедиторам и даже формировать маркетинговые исследования по результатам тендеров. Целый комплекс вопросов решается в едином окне.
Команда позаботилась о корректном представлении документов в системе и их приведении в однообразный вид. Учли работу с единицами измерения: все они должны правильно выводиться на сайте, чтобы по заявкам не возникали проблемы.
Функционал подписки
Клиент планирует развивать сервис по подписке, позволяющий договориться об отправке заказов в любую точку мира. Оплатив подписку, пользователь получает доступ к сайту на 12 месяцев, может откликаться на заказы и создавать их.
Мы добавили на сайт информацию об оформлении заявок, способах оплаты. Предложили пользователям 3 варианта подписки на выбор: месячную, полугодовую и годовую. Реализована возможность купить услуги разово, оплатив 1 или 10 тендеров.
Стек технологий: Bitrix Эксперт, Webpack, Gulp, Scss, Canvas.
Сделаны интеграции с ЦБ и платежными системами. В дальнейшем планируется интеграция с 1С и сайтами страховых компаний.
Проект отличается сложной внутренней логикой. Нам важно было не перегрузить его визуальными фишками, а сделать акцент на функционал. Мы стремились сделать интерфейс понятным, чистым и простым. Позаботились об адаптивности, чтобы сайт одинаково отображался на любых устройствах.
Одна из сложностей, возникших в работе — представить большие массивы сложной информации в табличном виде и адаптировать их под разные типы устройств. То, что отлично работает на большом разрешении, тяжело воспринимается со смартфона и требует иного прочтения. Мы нашли, как компактно уместить данные по заявкам и не перегрузить их деталями.
Формы на сайте объемные, с множеством полей. На небольших экранах это может отпугивать даже масштабом. Разбили формы на логические этапы, чтобы помочь пользователям не запутаться и поступательно вводить данные. Если что-то будет упущено, пользователь увидит оповещение от системы.
Разработали сложный веб-сервис, упрощающий жизнь грузоотправителей и перевозчиков. Провели большую работу по доработке и усложнению функционала. Работа была распределена на 8 этапов и проходила по Agile.
Учли, как реализованы лучшие решения конкурентов, какие функции и шаблоны документов требуются водителям транспорта. Десятки российских перевозчиков, являющихся партнерами КАМАЗ, уже зарегистрировались на тестовой версии оператора. Они оформили подписки и предоставили обратную связь по функционалу.
Мы изучили результаты тестирования и скорректировали заявки, чтобы работать с ними перевозчикам и их клиентам стало еще удобнее. В текущей версии системы 250+ пользователей.
Наша команда разработала подборку инструкций по заполнению разделов сайта. Они позволят легко добавлять новую информацию контент-менеджерам сервиса. Проект CargoOperator.com продолжает свое развитие. Будем делиться новостями сервиса!